Пятница, 20.09.2024, 04:38
Приветствую Вас, Гость

Пифагор

Биография

Пифагор

На группе островов Эгейского моря, расположенных у берегов Малой Азии в семье золотых дел мастера Мнесарха родился сын (около 570 лет до н. э.). По древней традиции жена Мнесарха Парфениса принимает имя Пифиада, в честь Аполлона Пифийского, а сына нарекает Пифагором.

Будущий великий математик и философ уже в детстве обнаружил большие способности к наукам. У своего первого учителя Гермодамаса Пифагор получает знания основ музыки и живописи. Первый учитель прививал юному Пифагору любовь к природе и ее тайнам.

Прошло несколько лет, и Пифагор решает продолжить образование у египетских жрецов. При помощи учителя ему удается покинуть остров Самое. Там происходит знакомство Пифагора с философом Ферекидом.

Пифагор прожил на Лесбосе несколько лет. Оттуда путь Пифагора лежит в Милет, к знаменитому Фалесу, основателю первой в истории философской школы. Фалес советует ему поехать в Египет, чтобы продолжить образование. И Пифагор отправляется в путь. Перед Египтом он на некоторое время останавливается в Финикии, где учится у знаменитых сидонских жрецов.

Учеба Пифагора в Египте способствует тому, что он сделался одним из самых образованных людей своего времени. К этому периоду относится событие, изменившее его дальнейшую жизнь. Скончался фараон Амазис, а его преемник по трону не выплатил ежегодную дань Камбизу, персидскому царю, что послужило достаточным поводом для войны. Так Пифагор попал в персидский плен.

Согласно старинным легендам, в плену в Вавилоне Пифагор встречался с персидскими магами, приобщился к восточной астрологии и мистике, познакомился с учением халдейских мудрецов. Халдеи познакомили Пифагора со знаниями, накопленными восточными народами в течение многих веков: астрономией и астрологией, медициной и арифметикой.

Двенадцать лет пробыл в вавилонском плену Пифагор, пока его не освободил персидский царь Дарий Гистасп. Пифагор решает вернуться на родину, чтобы приобщить к накопленным знаниям свой народ.

Довольно быстро он завоевывает большую популярность среди жителей. Энтузиазм населения так велик, что даже девушки и женщины нарушали закон, запрещавший им присутствовать на собраниях. Одна из таких нарушительниц, девушка по имени Теано, становится вскоре женой Пифагора.

В это время в Кротоне и других городах Великой Греции растет общественное неравенство; роскошь сибаритов (жителей города Сибариса) бок о бок соседствует с бедностью, усиливается социальная угнетенность, заметно падает нравственность. В такой обстановке Пифагор выступает с развернутой проповедью нравственного совершенствования и познания.

Жители Кротона единодушно избирают мудрого старца цензором нравов. Пифагор объединяет лучшее из разных религий и верований, создает собственную систему, определяющим тезисом которой стало убеждение в нерасторжимой взаимосвязи всего сущего и в равенстве всех людей перед лицом вечности и природы.

Со временем Пифагор прекращает выступления в храмах и на улицах, а учит уже в своем доме. Желающие приобщиться к знанию должны пройти испытательный срок от трех до пяти лет. В этот период проверялись их терпение, скромность. Пифагор учил медицине, принципам политической деятельности, астрономии, математике, музыке, этике и многому другому.

 

Достижения

Пифагор был не только учитель, но и исследователь. Он развил теорию музыки и акустики, создав знаменитую «пифагорейскую гамму» и проведя основополагающие эксперименты по изучению музыкальных тонов. В школе Пифагора впервые была высказана догадка о шарообразности Земли.

Достаточно глубоко исследовал Пифагор математические отношения, закладывая тем самым основы теории «Mатематические отношения». Посредством чисел он пытался даже осмыслить такие вечные категории бытия, как справедливость, смерть, постоянство, мужчина, женщина и прочее.

Пифагор и его последователи своими работами заложили основу очень важной области математики «теория чисел». Позднее выяснилось, что пифагорейские «четное-нечетное», «правое-левое» имеют глубокие и интересные следствия.

Попытку Пифагора и его школы связать реальный мир с числовыми отношениями нельзя считать неудачной, поскольку в процессе изучения природы пифагорейцы наряду с робкими, наивными и порой фантастическими представлениями выдвинули и рациональные способы познания тайн Вселенной.

После смерти Пифагора в Метапонте (Южная Италия, около 500 лет до н. э.), куда он бежал по окончании восстания в Кротоне, его ученики обосновались в разных городах Великой Греции и организовали там пифагорейские общества.

Идеи Пифагора о мировой гармонии приобретают новых поклонников. Многие ученые и философы продолжают находить в научно-философском наследии Пифагора необходимое основание для установления закономерностей нашего мира.